| 

Методические рекомендации по составлению портфолио

10 просмотров

МЕТОДИЧЕСКИЕ   РЕКОМЕНДАЦИИ ПО   СОСТАВЛЕНИЮ   ПОРТФОЛИО

Портфолио педагогического работника – полное собрание достижений преподавателя, которое позволяет учитывать результаты, полученные в различных видах деятельности преподавателя: учебной, воспитательной, методической, творческой, исследовательской.

Портфолио – сбалансированная демонстрация не только формализованных свидетельств достижений преподавателя, но и наглядных примеров и продуктов его профессиональной деятельности; это собрание достижений преподавателя, которое формируется лично преподавателем и содержит информацию, документирующую приобретенный опыт и профессиональные достижения для определения владения ключевыми педагогическими компетенциями.

Портфолио представляет собой папку-накопитель собранных аттестуемым документов и материалов, свидетельствующих об уровне его профессиональной компетентности и результатах педагогической деятельности за последние 5 лет.

При оформлении портфолио следует соблюдать:

– достоверность представленных сведений;

– аккуратность и эстетичность оформления;

– целостность и завершенность представленных материалов;

– наглядность (таблицы, диаграммы, копии приказов, протоколы и т.д.).

Структура портфолио включает:

  1. Титульный лист.
  2. Оглавление (перечень документов и материалов).

3.Лист самооценки педагогической деятельности (критерии и показатели, характеризующие качество результатов, процесса и условий профессиональной деятельности преподавателя, содержащие самооценку результатов педагогической деятельности).

  1. Информационно-аналитическая справка.
  2. Приложение по основным разделам портфолио (документы и материалы, подтверждающие результаты педагогической деятельности).

1.​ Основная цель портфолио

Оценивание работы преподавателя по теме самообразования, характера его деятельности, отслеживание творческого и профессионального роста преподавателя, способствование формированию навыков рефлексии (самооценки).

2.​ Структура портфолио

Структура методического портфеля может быть разнообразной. Однако рекомендуем использовать следующую:

2.1. Титульная страница (приложение 1) – должна содержать следующие реквизиты:

а) наименование техникума

б) название «ПОРТФОЛИО» – заглавными буквами

в) фамилия, имя, отчество (в родительном падеже) и должность преподавателя.

г) указание на место и год составления портфолио

2.2. Содержание портфолио – оформляется согласно разделам портфолио.

Раздел 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

– Ф.И.О.

– Дата рождения

– Образование, специальность по диплому

– Стаж педагогической работы

– Стаж работы в техникуме

– Преподаваемые учебные дисциплины

– Награды звания

– Педагогическое кредо – это основная мысль Вашей работы.

Примеры:

«Стремиться к лучшему, светлому, яркому»,

«Чтобы учить других, надо самому учиться»,

«Всегда в ногу со временем»,

«Любить и ценить каждого ребенка как своего»,

«Найти в ребенке изюминку, зернышко творца, которое нужно взрастить, оберегать и постоянно развивать»,

«Развитие творческой личности через систему учебной и воспитательной работы»,

«Функциональные навыки исследования помогают развивать личности учащихся»,

«Развить потенциальные возможности каждого ученика»,

«Правильное воспитание и глубокие знания – долг каждого учителя – в словах учителя, его позиции»,

«Всегда в поиске! Поощрять любые успехи учащихся, считая ситуацию успеха залогом счастливого будущего ребенка»,

«Учитель – помощник в искании ребенком путей к совершенству, в процессе духовного его пробуждения и становления личности»,

«Учатся у того, кого любят» (И.В. Гете),

«Требовательность к себе – требовательность к ученикам».

* ПРИЛОЖЕНИЕ1 (копия диплома, копии грамот, удостоверений к наградам)

Раздел 2. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

– Перечень программ курсов повышения квалификации, семинаров с указанием даты проведения и тематики.

* ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (копии сертификатов, удостоверений).

Раздел 3. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

– Личная методическая тема (срок работы над темой)

– Перечень разработанных методических, учебных пособий с указанием года написания, наличия грифа ПЦК.

Гриф ПЦК – присвоенная учебному пособию и вынесенная на его титульный лист формулировка. Учебно-методического объединения высших учебных заведений в соответствующей области образования о допустимости или рекомендованные использования учебного издания.

– Участие в работе предметно-цикловой комиссии (темы докладов, выступлений, организованных мероприятий)

-Участие в методических мероприятиях техникума, городских и областных методических объединениях (выступления на педагогических чтениях, педагогических советах, семинарах)

– Участие в работе временной творческой группы (указать проблему над которой работаете)

-Итоги смотра-конкурса кабинетов.

* ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (методические разработки, тексты выступлений, планы мероприятия, отзывы, фотоотчеты, выписки из приказов).

Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

– Владение ПК (Уровень)

Классификация уровней владения компьютером, рекомендуемая для использования в портфолио:

  • пользователь, продвинутый пользователь, программист, администратор;
  • на уровне пользователя, профессиональный уровень;
  • пользователь, уверенный пользователь, продвинутый пользователь, профессиональный уровень.

– Применение современных образовательных технологий на учебных занятиях и во внеурочной деятельности (назвать технологии, кратко описать, как используются, результат)

Педагогическая технология

Ожидаемый результат
Проблемное обучение Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Разноуровневое обучение У преподавателя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных обучающихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные обучающиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации обученья.
Проектные методы обучения Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Исследовательские методы в обучении Дает возможность обучающимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого студента.
Лекционно-семинарская зачетная система Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке обучающихся.
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебной дисциплины, а от обучающего к дисциплине, идти от тех возможностей, которыми располагает обучающийся, применять психолого-педагогические диагностики личности.
Информационно- коммуникационные технологии Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.
Здоровьесберегающие технологии Использование данных технологий позволяют равномерно во время учебного занятия распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
Систему инновационной оценки «портфолио» Формирование персонифицированного учета достижений обучающегося как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.

– Применение ИКТ в образовательном процессе (краткое описание как используете данную технологию.

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, видео, кино ).

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Формы использования ИКТ в образовательном процессе:

  1. урок с мультимедийной поддержкой – в классе стоит один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски» (демонстрация рисунков, опытов, виртуальные экскурсии) и ученики для защиты проектов;
  2. урок проходит с компьютерной поддержкой – несколько компьютеров (обычно, в компьютерном классе), за ними работают все ученики одновременно или по очереди: выполняют лабораторные работы, тесты, тренировочные упражнения;
  3. урок интегрированный с информатикой, проходит в компьютерном классе, его задачи: отрабатывать учебный материал, используя ПК для создания кроссвордов, графиков, игр, таблиц и схем, одновременно постигать возможности различных компьютерных программ;
  4. самостоятельное изучение (возможно дистанционное) с помощью специальных обучающих систем: традиционные уроки по предмету заменяются самостоятельной работой учащихся с электронными информационными ресурсами (50% учебного времени) и консультациями.

-Применяемые методы обучения (каким методам отдаете предпочтение в работе)

– Применяемые формы организации познавательной деятельности студентов (результат)

– Участие в профориентационной работе.

* ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (методические разработки, дидактические материалы, фотоматериалы).

Раздел 5. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

– Абсолютная успеваемость. Для претендующих на Высшую категорию абсолютная успеваемость должна быть 100%.

– Качественная успеваемость. Качественная успеваемость по предметам должна быть не ниже 70 %.

-Степень обученности студентов (за 3-5 лет).

Обученность — это те характеристики развития ребен­ка, которые сложились в результате предыдущего обуче­ния. Обученность, в нашем понимании, включает в себя как запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умение учиться). Все это вместе взятое составляет то, чему ребенка обучали. Обученность – это определенный итог предыдущего обучения (организован­ного или стихийного), прошлого опыта, все то, на что можно и нужно опереться в работе с учеником.

Говоря об оценке уровня обученности учащихся, опре­делим методику расчета степени обученности учащихся (СОУ)

СОУ  =  AX + BY + CZ   , где N – количество учащихся , Р – число изучаемых предметов

NP

X, У, Z – соответственно общее количество отметок “5”, “4”, “3” в классе.

А = 1.00; В = 0,64; С = 0,36 – это постоянные величины.

Например, в 5а из 27 учащихся по 8 предметам отмет­ка “5” повторялась 84 раза, “4” – 100, “3” – 32.

СОУ =     1.00х84+0,64х100+0.36х32   =  0,73 (в процентах – 73%)

27х8

от 75% до 100% – высокая степень обученности класса

от 45% до 75% – средняя степень обученности

ниже 45% – низкая степень обученности

*Приложение 5 (Бланки анализов ОКР, зачетные и экзаменационные ведомости).

Раздел 6. ОБОЩЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

– Организация выставки-отчета

– Организация и проведение  предметной недели в техникуме

– Участие в семинарах разного уровня

– Участие в научно-практических конференциях разного уровня, выставках

-Проведение открытых уроков, мастер-классов

– Участие в конкурсе «Преподаватель года»

Указывать название мероприятий и год проведения.

*ПРИЛОЖЕНИЕ 6 (тексты выступлений, разработанные программы семинаров, мастер-классов, учебно-методические карты открытых уроков, фотоотчёты, наградные материалы).

Раздел 7. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ, ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАД

-Организация олимпиад (уровень, год проведения, результат)

– Организация научно-практических конференций студентов (тема, год)

-Подготовка студентов к участию в научно-практических конференциях (уровень, тема, год, результат).

*ПРИЛОЖЕНИЕ 7 (копии выписок из протоколов олимпиад, копии публикаций из сборников по итогам работы конференций, копии дипломов, грамоты).

Раздел 8. КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

-Наличие классного руководства за 5 лет

-Сохранность контингента в группе

-Сформированность органов самоуправления в группе

-Итоги успеваемости

-Работа по содействию трудоустройства выпускников

-Работа с заведующим отделением по группе

-Участие в конкурсе «Лучшая группа».

*ПРИЛОЖЕНИЕ 8 (грамоты, дипломы).

  1. Тебования к оформлению портфолио

3.1. Разделы портфолио и их структурные составляющие:

а) каждый раздел портфолио начинается с титульного листа раздела, где указывается номер раздела и его наименование;

б) после титульного листа раздела необходимо кратко описать содержание раздела, согласно вложенным в него документам, дать свои пояснения к разделу и оформить таблицей перечень документов, составляющих раздел.

При оформлении портфолио следует придерживаться следующих правил:

-​ систематичность и регулярность самомониторинга;

-​ структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений;

-​ аккуратность и эстетичность оформления;

-​ целостность, тематическая завершённость представленных материалов;

-​ наглядность и обоснованность всех положений портфолио.

3.2. Требования к оформлению текста портфолио:

-​ шрифт – Times New Roman;

-​ размер – 14 п.;

-​ межстрочный интервал – 1,5;

-​ поля – левое – 3 см ; верхнее, нижнее и правое – 2 см;

-​ выравнивание – по ширине.

Преподаватель должен концептуально осмысливать собственную образовательную деятельность. А для этого необходимо проанализировать свою работу, собственные успехи, объективно оценить свои возможности, и увидеть способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.