Профилактическая работа направлена на формирование безопасной и комфортной среды в общеобразовательной организации, выявление рисков и поддержку детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Деятельность по профилактике и обеспечению безопасности предполагает создание условий для: Успешного формирования и развития личностных ресурсов обучающихся; Преодоления различных трудных жизненных ситуаций; Повышения устойчивости школьников к неблагоприятным факторам. Проектирование и реализация модуля Профилактика и безопасность.pdf[/spoiler]
Диагностика |
Социально-правовая защита |
Социально-психологическая помощь |
Формирование воспитательного потенциала семьи |
Совместная досуговая деятельность |
Тестирование
Анкетирование Наблюдение Беседы Изучение документов Опрос |
Консультирование специалистом
Взаимодействие с общественными и государственными организациями |
Коррекционная работа со специалистами
Специализированные услуги Телефон доверия |
Консультации
Тренинги для родителей Семинар Лекции-просвещение Дискуссии Обмен опытом Деловая игра |
День матери
День гения Турниры Вечера семейные Ярмарка солидарности |
Родительское собрание одна из основных форм работы с родителями. Собрания не должны сводиться к монологу преподавателя. Это – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Родительское собрание может проходить в форме “круглого стола”, тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.
Родительский лекторий, “Университет педагогических знаний” способствуют повышению педагогической культуры родителей, выработке единых подходов семьи и техникума к воспитанию студентов – Формы организации занятий разнообразны; лекции, конференции, беседы, практикумы, деловые игры и г. д.
Тематическая конференция – обмен опытом воспитания обучающихся. Алгоритм проведения – раз в год. Требует тщательной подготовки и предусматривает активное участие всех участников педагогического процесса.
Открытые уроки, дни открытых дверей, родительская суббота – ознакомление родителей с методикой преподавания, требованиями преподавателя. Это позволяет избежать многих конфликтов, вызванных незнанием, непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в современной ПОО СПО.
Посещение семей – эффективная форма работы педагога с родителями. При посещении семьи педагог знакомится с условиями жизни ученика, информирует родителей о жизнедеятельности ребенка в техникуме.
Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов. На такие вечера родители приглашаются с учетом возрастных особенностей студентов (например, папы подростков, мамы студентов 1 курсов).
Групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив – это опора педагогов, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи.
Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба – вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий – добровольность и взаимная заинтересованность.
Консультация – оперативная форма общения педагога и родителей (индивидуальная или групповая). Групповые консультации проводятся при наличии одной воспитательной проблемы у нескольких родителей или с целью профилактики ее возникновения. Индивидуальные консультации обусловлены специфичностью того вопроса, который требует уточнения и разъяснения. Индивидуальные консультации могут заранее планироваться педагогом, но чаще они касаются возникшей проблемы, конкретной ситуации, т.е. являются ситуативными.
ОРГАНЫ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Инвариантный модуль «Самоуправление» является важной составляющей Примерных рабочих программ воспитания. Для оказания помощи педагогическим работникам в выработке решений, касающихся организации и сопровождения деятельности ученического самоуправления в общеобразовательной организации в условиях реализации Программы воспитания, разработаны методические рекомендации. Методические рекомендации отвечают на запросы современного ученического самоуправления в школе, где главная цель органов ученического самоуправления — защита академических прав обучающихся, учёт мнения и представление интересов всех учеников общеобразовательной организации. Методические рекомендации включают: • Организационно-методическое сопровождение деятельности ученического самоуправления в образовательной организации; • Модели ученического самоуправления; • Особенности организации ученического самоуправления в младших, средних и старших классах; • Формы работы по подготовке актива ученического самоуправления; • Особенности организации выборов ученического самоуправления.
1.Отношение к родителям как к объектам воспитания, что проявляется в поучительном тоне учителя: “Родители обязаны…”, “В обязанности родителей входит …”. Неумение налаживать деловые и личные контакты и вести диалог на равных.
2. Педагог старается дать родителям как можно больше научных знаний, в то время, как родителей больше интересуют конкретные ответы на вопросы
3. Нежелание преподавателей, студентов и родителей понять друг друга.
Научить нельзя – можно только научиться.
2. Старые и молодые: конфликт или сотрудничество поколений?
3. Культура техникума – в чём наша неповторимость.
4. Легко ли быть студентом?
5. Можно ли управлять вниманием?
6. Отчего зависит авторитет преподавателя.
7. Студент и преподаватель: взаимопонимание – взаимодействие – сотрудничество.
8. Дисциплина мышления.
9. Что такое ум и как его развивать.
10. Правосознание студентов.
11. Молодёжь – надежда планеты.
12. О друзьях и дружбе.
13. Разговор о любви.
14. Гражданином быть обязан…
1.Состав группы.
а) возрастной состав;
б) познавательный уровень развития студента;
в) работоспособность и успеваемость;
г) общественное лицо группы, интерес к общественным делам, выполнение общественных поручений.
2. Сплоченность группы.
а) есть ли группы по деловым интересам или отрицательного характера, как студенты относятся друг к другу, как они относятся к делам группы;
б) любят ли вместе проводить время в техникуме и вне его, вместе развлекаться или совместно учиться;
в) дружат ли мальчики и девочки;
г) нет ли в группе круговой поруки;
д) переживают ли обучающиеся удачи и неудачи своей группы, болеют ли за свой коллектив.
3.Организованность группы.
а) умеют ли обучающиеся сами организоваться для выполнения коллективных дел, умеют ли они распределять между собой работу и наиболее рационально ее выполнять;
б) умеют ли терпеливо и внимательно выслушивать друг друга;
в) подчиняются ли распоряжениям уполномоченных лиц.
4. Общественное мнение в группе.
а) какие поступки своих однокурсников студенты одобряют, какие – осуждают;
б) как и в какой форме они выражают свое одобрение и неодобрение;
в) есть ли расхождения между тем, что говорят, и тем, что делают.
5. Характер связей в коллективе.
а) что связывает студентов: общее место жительства, место за партой, интересы и другое;
б) где дружат обучающиеся (только в техникуме или и вне его);
в) внимательны ли они друг к другу; стараются ли помочь, в чем выражается эта помощь;
г) предъявляют ли требования к своим друзьям, умеют ли видеть у них недостатки;
д) как класс относится к дезорганизаторам, отличникам, активу, неуспевающим.
6.Актив группы.
а) состав актива;
б) имеет ли актив авторитет;
в) выполняют ли его распоряжения;
г) есть ли обучающиеся, постоянно находящиеся в активе.
7.Связь коллектива группы с коллективом техникума.
а) знают ли в группе о том, что происходит в техникуме в целом и в других группах;
б) выполняются ли поручения техникума;
в) как участвует группа в мероприятиях техникума.
8. Мероприятия по дальнейшему сплочению коллектива группы.
а) какие педагогические мероприятия следует провести в группе в целях сплочения и организации коллектива группы;
б) как использовать коллектив группы для воспитательного воздействия на отдельных обучающихся.
1. Студенты: их интересы и досуг – что мы об этом знаем.
2. Конфликт поколений – пути преодоления.
3. Как помочь студентам хорошо учиться.
4. Культурные ценности моей семьи.
5. Профессию выбрали студенты.
6. «Общаться с ребёнком. Как?»
7. Студенческая любовь или дружба.
8. Родителей не выбирают. Умение быть родителем.
9. Здоровый образ жизни семьи.
10.Трудными не рождаются.
11.Компьютер в жизни студента. «За и против».
15. Вредные привычки ребенка. Как им противостоять?
16. Как помочь ребенку успешно сдать выпускные экзамены.
17. Одаренный ребенок в семье.
18. Книга и ее роль в жизни семьи.
Общее положение
Кодекс студенческого лидера (КСЛ) – это документ, который содержит перечень прав и обязанностей лидера студенческого самоуправления. Он направлен на улучшение взаимодействия лидера с администрацией и родителями. Основными задачами КСЛ являются внедрение конструктивных изменений в систему самоуправления в учебных заведениях, а также определяет качества, знания и навыки, которыми должен обладать лидер для эффективной работы. Лидер – это тот, кто:
– был выбран на эту должность не случайно, а на основе демократических выборов в студенческом коллективе;
– подходит к выполнению этой работы по всем критериям;
– обладает основными качествами, нужными для успешного выполнения своих функций;
– может сплотить вокруг себя команду, идущую к одной цели;
– имеет авторитет на всех уровнях деятельности, на которых ему приходится работать;
– умеет пресекать в себе развитие “звездной болезни”;
– прошел обучение основам организаторской деятельности и постоянно
– самосовершенствуется.
Права и обязанности лидера
Лидер своими действиями и поступками должен отстаивать и защищать свои честь и достоинство, права и свободы, а также тех, кем он руководит, исполнять обязанности, возложенные на него обществом, и придерживаться общепринятых норм и правил, в чем быть примером для окружающих.
Между правами ученического лидера и правами студента существует некоторая разница, так как у лидера больше прав и полномочий, а значит и больше обязанностей, связанных с ними.
Лидер имеет право:
– представлять свой техникум, структуру самоуправления на разных уровнях управления, в общественных организациях, прессе;
– на свободу мысли, слова, выбора;
– на реализацию общественных идей и инициатив, направленных на улучшение демократии техникума и развитие студенческого самоуправления;
– на внимание и поддержку со стороны администрации учебного заведения, общественных организаций педагогов и родителей;
– на защиту собственных прав, как со своей стороны, так и со стороны районных (городских) советов старшекурсников, других вышестоящих инстанций;
-на организацию собраний актива техникума, использование помещений техникума, техники, других средств для организации работы органов студенческого самоуправления.
Лидер не имеет права:
– собирать деньги с обучающихся своей группы на мероприятия, которые не финансируются со стороны администрации или родительского комитета.
– использовать занимаемую должность в своих целях.
Обязанности студенческого лидера, его функции, полномочия
Лидер обязан:
– вести активную работу в жизни техникума, района, города;
– быть примером для остальных;
– поддерживать дружеские отношения в своем коллективе;
– выполнять свои прямые обязанности и помогать выполнять их другим;
– работать на благо своей команды.
– ставить общее дело выше собственных дел
– понимать права и обязанности, полномочия при принятии решений как со стороны администрации и родителей, так и со стороны самого лидера;
– если лидер понимает свои права, он может требовать их реализации и защиты;
– придерживаться правил и норм деловой этики.
Настоящий лидер знает:
– свои обязанности, права и полномочия;
– основы психологии, социологии, правоведения, теории управления, ораторского мастерства;
– основные правила организации деятельности коллектива;
– опыт своих предшественников, а также коллег из других техникумов.
Настоящий лидер умеет:
– выделять среди своего актива самых старательных и желающих работать, привлекает их к работе и стимулирует их успехи;
– владеть методами убеждения, конструктивной дискуссии;
– сплотить людей в одну команду;
– не только высказываться, но и выслушивать других;
– работать с документацией и специальной литературой для повышения своей квалификации.
Настоящий лидер обладает такими качествами:
– активность, дисциплинированность, организованность, пунктуальность;
– сдержанность, уважительность, толерантность;
– культура общения и поведения, коммуникабельность, творческий подход.
Прочитать утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 – совершенно согласен;
3 – согласен;
2 – трудно сказать;
1 – не согласен;
0 – совершенно не согласен
– Я иду в техникум с грустью.
– В техникуме у меня обычно хорошее настроение.
– В нашем техникуме хороший классный руководитель.
-К нашим преподавателям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
– У меня есть любимый преподаватель.
– В группе я всегда могу высказать свободно своё мнение.
– Я считаю, что в нашем техникуме созданы все условия для развития моих способностей.
– У меня есть любимые предметы в техникуме.
-Я считаю, что техникум по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
-На летних каникулах я скучаю по техникуму.
Ответив искренне на вопросы, Вы сможете узнать, насколько правильный тон Вы выбрали во взаимоотношениях с детьми.
1. Гордитесь ли вы тем, что ваш ребёнок уже с детства был чистюлей?
2. Поощряете ли вы своего ребёнка, когда он приносит домой (делает что-то хорошее) хорошую оценку?
3. Умеете ли вы правильно своему ребёнку на вопросы, связанные с взаимоотношением полов?
4. Знаете ли вы точно, что ребёнок должен, а что не должен есть, чтобы его рацион соответствовал требованиям медиков?
5. Целуете и гладите вы своего ребёнка и после того, как ему исполниться 7 лет?
6. Настаиваете ли вы на том, чтобы дети сами поддерживали порядок в своей комнате?
7. Способны ли вы в присутствии ребёнка признать свою ошибку?
8. Уважаете ли вы право ребёнка на личную тайну (письма, дневники, и т.д.)
9. Есть ли у вас привычка часто повторять: «А вот в моё время» или «Ребёнок должен держать язык за зубами»?
10. Делитесь ли вы своими радостями и горестями?
11. Бывает ли, что вы в качестве наказания запрещаете ребёнку смотреть телевизор?
12. Спрашиваете ли вы у ребёнка, как он проводит свободное время?
13. Если бы кто-нибудь придумал робота-воспитателя, который бы вместо родителей идеально воспитывал детей, купили бы вы такую машину?
14. Критикуете и наказываете ли вы своих детей в присутствии посторонних?
Если совпали ответы, то ставите 1 балл
1 – нет, 2 – нет, 3 – да, 4 – да, 5 – да, 6 – нет, 7 – да, 8 – да, 9 – нет, 10 – да, 11 – нет, 12 – нет, 13 – нет, 14 – нет.
Интерпретация:
I-2 балла. Роль родителей освоена Вами не вполне: вы слишком строги и педантичны. Вам стоит быть чуть терпимее.
3—5 баллов. Ваш результат не из лучших: не будьте так жестки в своих требованиях к детям, дайте им возможность что – то решать и самостоятельно.
6- 8 баллов. Средний результат, свидетельствует о неустойчивости вашей позиции. Порою Вы слишком требовательны к детям, порою слишком многое им позволяете.
9-11 баллов. Думается, вы с радостью и разумно воспитываете своих детей, хотя и не знакомы со всеми премудростями педагогики.
II-13 баллов. Вы на редкость хорошие родители, надежная опора своим детям – от Вас они легко научатся правильному отношению к жизни и ее проблемам.
14 баллов. Поздравляем? Вы можете считать себя великолепными родителями! Если Вы работаете педагогам, значит Вы на своем месте в жизни, а если Вы не педагог, значит, вашим детям просто очень повезло.
Сначала напишите, с кем вы живёте: отец, мать, братья, сестры, бабушка, дедушка, другие члены семьи. Затем отвечайте на вопросы, возможные ответы: 1- конечно, да, 2- видимо, да, 3- не знаю, 4- видимо, нет, 5- конечно, нет.
1.Сердятся ли родители, если вы спорите с ними.
2. Часто ли родители помогают вам в выполнении домашних заданий.
3. С кем вы советуетесь в вашей семье, когда нужно принять какое-нибудь решение.
4. Часто ли родители соглашаются с тем, что учитель был несправедлив по отношению к вам.
5. Часто ли родители вас наказывают.
6. Часто ли родители ссорятся друг с другом.
7. Верно ли, что у вас дома нет общих дел, в которых участвуют все члены семьи.
8. Часто ли в ответ на вашу просьбу разрешить вам что-либо родители отвечают «Нельзя».
9. Бывает ли так, что родители настаивают на том, Чтобы вы не дружили с кем-либо из ваших друзей.
10.Кто является главой вашей семьи: мать или отец.
11.Смеются ли родители над кем-нибудь из ваших учителей.
12. Часто ли родители разговаривают с вами резким, грубым голосом.
13.Кажется ли вам, что у вас в семье холодные, плохие, недружеские отношения между родителями.
14. Верно ли, что в вашей семье мало помогают друг другу в домашних делах.
15. Считают ли вас родители капризным ребёнком.
16. Часто ли родители хотят, чтобы вы всё делали по их желанию, говоря, что они разбираются в этом вопросе лучше вас.
17. С кем в семье вы больше всего общаетесь.
18. Часто ли родители не одобряют дела, которые организует школа.
19. Наказывали ли вас более сурово, чем других детей.
20. Бывает ли, что один из родителей говорит что-то плохое о другом родителе.
21.Верно ли, что у вас нет постоянных домашних обязанностей.
СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ!